Previous Entry Share Next Entry
Поездка на Танэгасиму. Часть первая - Дорога на космодром или Бросок на юг
Белка
lerm_ru
Космический центр Танэгасима

Моя командировка в Японию закончилась уже давно, а привезенные из неё материалы я продолжаю разбирать до сих пор. Теперь очередь дошла до рассказа о поездке на космодром Танэгасима. Тема это довольно большая, поэтому я решил разбить её на четыре части, которые и буду выкладывать по мере готовности. На большинство картинок можно нажать для перехода к полноразмерному изображению.

Оглавление:

  • Часть первая. Дорога на космодром или Бросок на юг.

  • Часть вторая. Космический музей.

  • Часть третья. Экскурсия по космодрому.

  • Часть четвертая. Прогулка по Takesaki Range.



Итак, часть первая:

Формат этого путешествия получился таким же, как и на Хоккайдо — поездка на один день: утром — вылететь, вечером — вернуться. Собственно, вариант поездки на Танэгасиму я рассматривал ещё когда планировал свой прошлый бросок на север — однако погода на юге была не самой хорошей, так что в итоге тогда улетел в Саппоро, но идея о том, чтобы попасть на космодром, засела в голове. Впереди оставалась ещё неделя работы и последние выходные, после которых предстояло возвращение домой, поэтому времени оставалось совсем немного. Вместе с тем, спланировать на этот раз всё нужно было тщательнее, так как цель поездки располагалась значительно дальше, а к утру понедельника мне обязательно нужно было оказаться в Токио — иначе опаздывал на самолет в Москву. Изначально рассматривались несколько вариантов, включая ночевку на острове, но очень напряженный рабочий график последней недели оставил единственный вариант — однодневная поездка в воскресенье.
Входными данными для разработки плана послужила информация с сайта JAXA. Там, в частности, рассказывается, что помимо музея, на космодроме можно попасть и на автобусную экскурсию, которая включает посещение стартовых комплексов — разумеется, мне очень хотелось туда попасть! Позвонив на космодром, я узнал две вещи: во-первых, предварительно регистрироваться на экскурсию по телефону не обязательно — можно просто приехать и записаться на месте (по крайне мере в эти выходные никаких массовых заездов туда не планируется, так что места должны быть), а во-вторых — экскурсия будет проводиться исключительно на японском языке. Ну, что-же — понять из рассказа я мало что смогу, но зато увижу всё своими глазами. Итак, решение принято, маршрут подобран — едем на космодром!

Небольшое лирическое отступление. Когда после возвращения из командировки я рассказывал, что съездил на космодром, то у некоторых моих собеседников, не слишком увлекающихся космосом, возникал вопрос — «А что, в Японии есть космодром?». Разумеется, космодром у Японии просто обязан иметься — ведь эта страна стала четвертой в списке стран сумевших запустить собственной спутник на отечественном же носителе (после СССР, США и Франции)! Более того — сейчас у Японии имеются даже два космодрома, а что еще более занятно — расположены они всего в ста километрах друг от друга — случай практически уникальный в мировой практике. Причина такой ситуации кроется в истории становления ракетно-космической отрасли в Японии: в середине 60-х годов в стране шли жаркие споры о том, каким именно образом нужно развивать космические программы. Основная борьба велась между сторонниками развития чисто национальной программы с исключительно научными целями (этой линии придерживался Институт космических исследований ISAS, во главе с «отцом» японской космической программы Хидео Итокавой) и теми, кто выступал за ускоренное развитие коммерческой и военной составляющих, основываясь на лицензированных американских компонентах. Итогом этого противостояния стала официальное разделение ролей между несколькими организациями — институт ISAS продолжил развивать отечественные технологии в рамках научных программ, а агентство NASDA (National Aviation and Space Development Agency) занялось освоением импортных технологий в прикладных целях. Обе организации получили свои полигоны на юге Японии — ISAS остался работать в Утиноуре (префектура Кагосима, на юге Кюсю), а NASDA построила свой центр на 100 километров южнее — на острове Танэгасима. Такое разделение сохранялось до начала нового века — c помощью ракет легкого класса с Утиноуры был запущен как первый японский спутник, так и последовавшие за ним орбитальные и межпланетные аппараты, в то время как в NASDA разрабатывали и запускали ракеты среднего класса, основанные поначалу на купленных в США технологиях, которые постепенно заменялись японскими разработками. К концу 90-х годов такое разделение стало совсем бессмысленным — NASDA уже давно работала на отечественной технике, а научные исследования в обеих организациях переплетались — в итоге в 2003-м году относящиеся к космосу структуры были слиты в одну структуру — Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) и у обоих космодромов появился один хозяин. Как видно из написанного выше — Танэгасима долгое время являлась своеобразным оплотом NASDA — отдельные приметы того времени будут явственно видны при посещении космодрома.

NASDA

Поскольку космодром расположен на острове, до добраться туда можно только на самолете или по морю. Так как времени у меня было в обрез, то оставался только воздушный вариант. Рейсов на Танэгасиму не так много, летает туда только компания JAC (Japan Air Commuter) — региональная дочка большого JAL-а. Рейсы выполняются в основном из Кагосимы — есть ещё рейс из Осаки, но он сильно неудобен по времени. На Танэгасиме аэропорт расположен примерно в центре острова, а космический центр — на юге, при этом на автобусе напрямую можно добраться только до города, так что лучше сразу ориентироваться на такси.

Карта

В итоге, получившийся план выглядел следующим образом — в 8 утра я вылетаю из аэропорта Ханэда в Токио, в 10 утра приземляюсь в Кагосиме, затем бегу на рейс в Танэгасиму, который вылетает в 10:25 и уже в 11:00 мы должны приземлиться на острове. Экскурсии по космодрому проводятся по расписанию — на 11-ти часовую попасть явно не получалось, а вот на следующий сеанс в 13:30 вполне должен был успеть (ехать от аэропорта до космического центра — примерно 50 минут). Обратно с Танэгасимы я должен был вылететь в 6 вечера (это был последний рейс с острова), а вернуться в Токио — в половине десятого. Суммарно поездка обошлась мне примерно в 100 000 иен (это примерно тысяча долларов) — всё это практически стоимость авиабилетов, но нужно учитывать что брал я их фактически за два дня до вылета, когда некоторые дешёвые варианты были уже недоступны — и хорошо что успел так: к моменту заказа на обратном рейсе с Танэгасимы оставалось всего два свободных места! В принципе, если планировать поездку сильно заранее, то можно уложиться и в меньшую сумму — вероятно, что если добираться по морю, то это также снизит затраты.

Итак, 14-е марта 2010 года, воскресенье, раннее утро. Добираться от центра Токио до аэропорта Ханэда довольно удобно — в прошлый раз я поехал по монорельсовой дороге, а в этот раз воспользовался специальным экспрессом — система метро в Токио частично интегрирована с электричками, поэтому есть поезда, которые проходят через центр города как составы метро — в их числе и экспресс идущий из аэропорта Нарита в Ханэду: в метро он делает остановки на нескольких узловых станциях, в том числе и на станции Мита, рядом с которой мы жили. В этот раз авиабилеты у меня были куплены заранее, так что неприятных сюрпризов в аэропорту не случилось — вылетел точно по расписанию.

Аэропорт Ханэда

В течение всей командировки я «охотился» на Фудзи — только на телебашню лазил раза три, чтобы увидеть её — и каждый раз она от меня ускользала. На рассвете она пряталась от меня в сияющей утренней дымке, а днём — в больших кучевых облаках. Когда я проезжал мимо в синкансэне — меня смаривал сон и я ни разу не успел её заметить. В общем, я уже почти смирился с тем, что так и не увижу главную японскую вершину до своего отъезда, но надежда ещё оставалась. Когда индикатор на карте в самолете показал, что мы пролетаем рядом с Фудзи — я повернулся к иллюминатору. Бесполезно — я сидел над крылом... И вдруг, как раз в тот момент, когда я взглянул в окно, самолет начал делать вираж и крыло ушло вниз, открывая передо мной вид на заснеженную вершину — одна эта картина окупила всю воскресную поездку. Вид Фудзи с большой высоты был великолепен — жаль, что фотоаппарат лежал в верхнем ящике, а гора снова оказалась за крылом.

Перелет прошел быстро и в Кагосиме мы приземлились на 15 минут раньше срока, так что опасения по поводу короткой пересадки оказались напрасными. Сам аэропорт оказался довольно уютным и светлым.

Кагосима

Дальше предстояло лететь на небольшом Bombardier Q400.

Bombardier Q400

Сразу после взлета бортпроводница предложила посмотреть в иллюминаторы по правому борту — за окном пыхтел вулкан Сакурадзима, расположенный всего в нескольких километрах от города.

Сакурадзима

Между аэропортом Кагосимы и Танэгасимой всего около ста сорока километров, поэтому полет прошел быстро и ровно в полдень мы приземлились в точке назначения.

Добро пожаловать на Танэгасиму!

Аэропорт Танэгасимы гордо называется «Космопорт Танэгасима» («Cosmoport Tanegashima») — он очень маленький, но довольно уютный.

Космопорт Танэгасима

Багажа у меня не было, поэтому выскочил на улицу одним из первых — к остановке автобуса и такси.

Стоянка такси

Подошел к ближайшему такси, разговорился с водителем — сразу выяснилось, что английского он вообще не понимает, однако объясниться получилось. Сколько будет стоить? 7200 иен в один конец (это около 70 долларов). Согласен, едем — нет, подойди к первому водителю в очереди, так положено. Ок, подхожу к следующей машине, снова убеждаюсь, что местные водители английского не знают, снова договариваюсь — поехали!

Поехали!

Теперь можно немного перевести дух и посмотреть вокруг.

Такси

Основных достопримечательностей на Танэгасиме две — это космический центр и пляжи.

Указатель

Немного разговорился с водителем — стандартный разговор: «Откуда приехал?» — «Москва, Россия» — «О, далеко как!». Притормаживает, показывает рукой — «Смотри, там уже виден космодром» — действительно, на горизонте виднеются какие-то конструкции.

Космодром на горизонте

Немалая часть острова оказалась занята залитыми рисовыми полями — это был первый раз, когда соприкоснулся с этой стороной жизни Японии:

Поля

Трактор

Ещё поля

В какой-то момент дорога вышла на побережье:

Море

Причал

Вообще остров довольно живописен:

Пальмы

Наконец, после очередного поворота открылась знакомая по трансляциям картина!

Космодром

Остановились на смотровой площадке.

Смотровая площадка

Вид со смотровой площадки

Хорошо, туда мы ещё попадем — едем дальше. Проезжаем мимо станции связи.

Станция связи

Приехали!

Приехали!

Вот он — музей космического центра Танэгасима. Перед входом стоит первая ракета NASDA — N-1.

Музей

Вместе с водителем заходим внутрь, подходим к стойке регистрации — теперь нужно записаться на экскурсию. Девушка за стойкой улыбается, выдает какую-то приветственную речь — грустно машу рукой: «Извините, я не понимаю по-японски». Водитель такси что-то объясняет, мне дают форму регистрации — имя, возраст, адрес, телефон. Девушка с надеждой спрашивает: «Ну, хоть немножечко вы по-японски понимаете?» — «Немножко понимаю. Сюда телефон нужно вписать, да?». Собеседница светлеет лицом, похоже что препятствий для записи на экскурсию нет. Всё, зарегистрировался, получил небольшой набор буклетов — теперь можно и оглядеться.

В музее

С водителем договорились, что он меня здесь подождет до конца — это к обоюдной выгоде: мне не нужно искать транспорт до аэропорта, а ему — гарантированный клиент на длинную дистанцию, народу в воскресенье немного на такси катается.

Водитель

Ура, я добрался, я здесь!

Тантамареска

До начала экскурсии ещё больше часа, можно пройтись по музею — о нём я расскажу во второй части.

Продолжение следует...

  • 1
Великолепный репортаж! Ждем продолжения.

Интересно. А вот сы туда не ездили. Мы вообще почти никуда не ездили. :(

Ну, вы же всего пару недель там были вроде. :) На это время и Токио хватает выше крыши. ;)

Сподобалось

Всё еще ждем продолжения

Нет я настаиваю!

Ну, вот так получилось... По разным причинам, вот... :(
Спасибо всем за дергание (и здесь, и на форуме). К теме этой обязательно вернусь, когда появится возможность. Может быть - в начале марта (как раз два года будет, блин).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account