Previous Entry Share Next Entry
Too Young For That
Белка
lerm_ru
Сорок лет назад, в мае 1969-го года, над Луной кружил земной космический корабль. У корабля было имя – «Чарли Браун», а человека, который его пилотировал, звали Джон Янг. Джон Уоттс Янг. Это был всего лишь второй полет пилотируемого корабля к Луне, и в первый раз в истории на его борту остался всего лишь один человек. Два других астронавта – Томас Стаффорд и Юджин Сернан – в этот момент отрабатывали маневр спуска на поверхность Луны – это была экспедиция «Аполлон-10», генеральная репетиция высадки на Луну.
Чарли Браун

Если попросить нашего соотечественника перечислить известных ему американских астронавтов, то в ответ можно ожидаемо услышать имена Нила Армстронга, Эдвина Олдрина, возможно, что Алана Шепарда или Джона Гленна. Это в принципе, нормально – любая страна в первую очередь сфокусирована на своей истории (а мы и её-то знаем плохо), однако занятно, что при этом в тени зачастую остается имя одного из самых заслуженных астронавтов НАСА – Джона Янга.
Джон Янг

Янг входил в состав второго набора американских астронавтов, образовавший костяк экипажей, которым затем пришлось штурмовать Луну. До того как стать астронавтом, Джон уже прославился установлением двух рекордов скороподъемности на «Фантомах» во время работы лётчиком-испытателем, а уже его дебютная космическая миссия – первый пилотируемый полет нового корабли «Джемини» в 1965-м году – принесла ему и всемирную известность. Во время полета произошёл один инцидент, который добавил живых черт в официальный портрет нового американского героя, но и доставил немало хлопот НАСА – Янг попробовал съесть протащенный контрабандой на борт сэндвич.
Gemini-3

Тем не менее, уже год спустя Янг выступает в роли командира экипажа очередного «Джемини» - вместе с Майклом Коллинзом они осуществили два последовательных сближения с двумя разными орбитальными ступенями, а с одной из них – состыковались.
Gemini-10

После завершения этого полета Янг переходит на программу «Аполлон». Через 3 года он снова поднимается в космос – на этот раз в составе экипажа «Аполлона-10», второго земного пилотируемого корабля, отправившегося к Луне.
Экипаж Apollo-10

Эта миссия была генеральной репетицией предстоящей высадки, в ходе которой проверялись все этапы экспедиции, кроме непосредственно посадки. Успех этого полета открыл дорогу к высадке человека на Луну.
Следующим испытанием для Янга стал легендарный аварийный полет «Аполлона-13». Как командир дублирующего экипажа, Джон внес значительный вклад в разработку методики спасения своих товарищей, отрабатывая все их шаги на наземном тренажере.
Янг при подготовке Apollo-10

А в апреле 1972-го года Джон Янг, командир экспедиции «Аполлон-16», стал девятым человеком, ступившим на поверхность нашего спутника. Снимок с подпрыгнувшим Янгом, салютующим американскому флагу, стал одним из «классических» фотографий эпохи лунных экспедиций.
Янг на Луне

После завершения этого полета, Янг переходит на программу создания многоразовой транспортной космической системы, которую мы теперь знаем как «Спэйс Шаттл». В 1974 году, Янг сменяет Алана Шепарда на посту командира отряда американских астронавтов – он проработает в этой должности 13 лет.
Янг и Криппен

12 апреля 1981 года, спустя ровно двадцать лет после полета Гагарина, командир отряда американских астронавтов Джон Янг и пилот Роберт Криппен поднимают первый крылатый многоразовый корабль «Колумбия» в космос. Сверхсложная и опасная миссия – впервые космический корабль сразу испытывается в пилотируемом варианте, впервые он имеет такие гигантские размеры, впервые его надо посадить на крохотную по космическим масштабам полосу.
Старт Колумбии

14 апреля Янг успешно сажает стотонную машину на авиабазу Эдвардс – так открылась новая страница в истории НАСА, а Янг стал первым на тот момент человеком слетавшим в космос пять раз. Однако, уже через два с половиной года Янг устанавливает новый рекорд – он вновь выводит «Колумбию» в космос. Это был первый полет с новой космической лабораторией Spacelab на борту – NASA описывает научные результаты этой программы как превосходящие по объему все достигнутые ранее в программах «Аполлон» и «Скайлэб».
Экипаж STS-9

Янг мог бы снова подняться в космос, но катастрофа «Челленджера» спутала все карты. Во время расследования причин этой трагедии, Янг, как руководитель отряда астронавтов, позволил себе публичную критику в адрес руководства НАСА, что вероятно не прошло для него бесследно – через год он сложил с себя полномочия руководителя отряда и сконцентрировался на контроле обеспечения безопасности полетов «Шаттлов», а позднее – и всех программ агентства.
Джон Янг

Джон Янг работал в НАСА невероятно долго – он ушел на пенсию только в самом конце 2004-го года, в возрасте 74 лет, причем всё время сохранял статус активного астронавта (т.е. мог быть назначен в экипаж космического корабля). Он принимал участие в разработке и планировании большинства пилотируемых программ НАСА девяностых и начала двухтысячных годов, включая полеты «Шаттлов» к «Миру» и программу МКС.
Джон Янг

Вот такие люди живут с нами в одно время...

"Human beings are great explorers...and it's about time that we started looking around for better ways and making the progress we need to explore the solar system with human beings. That's our next goal...not because we want to really, but because we have to."
- John Young

Все фотографии - с сайта NASA

?

Log in

No account? Create an account